Metro 2033 - за МКАДом жизни нет
Разработчик
4A Games
Издатель
THQ
Официальный сайт
http://metro-game.com/http://www.metro2033.ru/game/
Платформы
PCXbox 360
Жанры
Шутер
Дата выхода игры
16 марта 2010
Дата выхода игры в России
19 марта 2010
Купить игру в
Если вы думаете, что метро в будущем станет идеальным средством передвижения с комфортными вагонами и мягкими креслами, то вы глубоко заблуждаетесь. Во вселенной Дмитрия Глуховского подземка является последним пристанищем человеческой расы. Катаклизм, случившийся в 2013 году, превратил Москву в непригодные для обитания пустоши. Немногочисленные счастливчики, успевшие спуститься под землю, теперь пытаются наладить свой быт на станциях-крепостях. Это мир, где дети видели небо только на картинках, день ничем не отличается от ночи, а в полуразрушенных тёмных тоннелях властвуют неведомые создания. Почва для создания игры более чем благодарная. Это поняли и ребята из студии 4А Games, сформированной выходцами из GSC Game World, и принялись ваять одноимённый проект по мотивам.
Главный герой игры – паренёк по имени Артём, живущий на станции ВДНХ. Обстановку нельзя назвать спокойной. Блокпосты подвергаются атакам странного вида тварей. Они сводят с ума опытнейших воинов и превращают их в бормочущих истуканов. Человечество может быть окончательно стёрто с лица земли.
Впрочем, вскоре на станцию прибывает Хантер. Этот боец не желает ждать, пока кто-нибудь соблаговолит придумать способ устранения «гомо новусов» (именно так прозвали новый вид монстров) и отправляется на разведку. В случае своего невозвращения Хантер простит нашего подопечного добраться до Полиса и рассказать о случившемся остальным. Разумеется, истребитель нечисти бесследно исчезает, и Артём уходит в неизвестность.
История в «Метро 2033» богата на всевозможные события. Артём редко путешествует один, да и повествование не топчется на одном месте. Всё хорошо, и получился бы захватывающий сюжет с элементами мистики, но в игре очень мало внимания уделено персонажам и собственно вселенной. Читавшим книги многое будет понятно. У остальных же к финалу накопится целый Эверест вопросов. Кто? Откуда? Зачем? Почему? «Атомные взрывы испарили информационные поля, в которых размещались рай и ад»? Что за бред?! Увы, возгласы уходят в пустоту и навеки исчезают в черных тоннелях. Никаких объяснений. Из-за этого происходящее превращается в малопонятную последовательность происшествий, где герою отводится роль молчаливого участника. Да, Артём всё время изображает Фримана и открывает рот лишь во время экранов загрузки для небольших комментариев.
Разработчики решили отказаться от свободного перемещения между станциями, путешествие строго линейно, но оно и к лучшему. Точно в традициях Half-Life 2 приключение старательно преподносит герою новые испытания. Герой мчится на дрезине и отбивается от напрыгивающих отродий. Исследует безжизненные подземелья, заполненные аномалиями. А иногда перед глазами Артема просто разыгрывается жутковатое представление, усиливающее и без того вязкую атмосферу игры. Авторы не устают доставать джокеров из своего волшебного рукава вплоть до финальных титров.
Вот только там, где заканчиваются «увеселительные» мероприятия, начинается откровенно постный шутер с элементами игры в прятки. Врагов тут много, и мутанты являются лишь небольшой их частью. Люди даже после апокалипсиса не смогли помириться, разделились на фракции и ведут в тоннелях свою войну за клочки территории.
Для устранения противников дозволено применять два диаметрально противоположных метода. Можно вскинуть автомат и пойти напролом. Вот только перестрелки вряд ли заставят сердце биться чаще. Причина кроется в дурном поведении врагов. На осмысленные действия они не способны. Передвигаются, лишь бы передвигаться, без цели и смысла. Некоторые истуканы намертво прикованы к определённым местам. Давления гуманоиды тоже не оказывают. Разве что, гранатами забрасывают и точно стреляют на поражение. Но всегда можно отсидеться и спокойно восстановить пошатнувшееся от пуль здоровье.
Для тех, кто предпочитает сначала подумать, а потом и не стрелять вовсе, предусмотрена возможность играть в прятки: изучать маршруты, выслеживать, задувать керосиновые лампы. Наткнулись на ловушку из консервных банок или наступили на стекло и привлекли внимание противников. Для бесшумного устранения врагов предусмотрено огнестрельное оружие с глушителем, метательные ножи и пневматика. Простой принцип, но интересный. Сэм Фишер от первого лица, только без возможности лазить по стенам. Вот только всё, опять же, портит странноватое поведение противников. То они в упор не замечают героя и никак не реагируют на упавшего рядом соседа. То вдруг поднимается тревога, хотя Артем тихой мышкой сидит в темном углу.
Схватки с монстрами превращают игру в ущербный филиал Серьёзного Сэма. Артём оказывается на арене, звучит команда «Нам надо продержаться!», и клыкастые твари лезут изо всех щелей. Истребили одну волну, как на смену бежит подкрепление. Поначалу подобные бойни добавляют азарта, позволяют выплеснуть агрессию, однако впоследствии из-за частого повторения надоедают. Отбиваться нужно долго, иногда всё пространство ограничивается узеньким коридором, где затруднительно даже развернуться. А оригинальных решений для выходов из подобных ситуаций авторы не припасли.
С оружием связана одна интересная особенность. В роли валюты здесь выступают патроны. Для покупки аптечек, фильтров для противогаза и новых стволов приходится тратить ценные ресурсы, поэтому после каждого сражения обшариваешь все тела и нагибаешься за каждым патроном. Весьма стимулирует исследовать закоулки. Тем более в потайных местах порой обнаруживаются очень ценные вещи.
А вот чем «Метро 2033» выделяется на фоне конкурентов, так это до дрожи правдоподобно воссозданной атмосферой постапокалипсиса. Общество, находящееся на грани вымирания, готовое воевать ради идеологии, но и не утратившее надежду. Общая разруха проявляется не только в глобальных панорамах, но и в мелочах, даже в разговоре мальчика и мамы («Купи мне крысу», «Ты уже ел сегодня мясо») чувствуется отчаянное положение оказавшихся в радиоактивной ловушке людей.
Угрюмые коридоры, призраки прошлого, станции с их незатейливым бытом и комнатушки, заваленные проржавевшим скарбом. Такое внимание к мелочам и такую оформительскую работу редко где ещё встретишь. Идёт ли герой по туннелям метро, исследует ли укрепления коммунистов, пробирается ли в логово фашистов (да-да, каждая станция предлагает свой идеологический строй), спускается ли в подземную военную базу или изучает библиотеку - не перестаешь удивляться увиденному. А потом выходишь на поверхность и понимаешь, что всё это ерунда. Настоящая преисподняя - это разрушенная Москва, руины и шастающие среди них неведомые твари. При этом атмосферу в игре нельзя назвать страшной. Она скорее гнетущая, неуютная, но при этом затягивающая. Как трясина.
Вместе с неоспоримыми плюсами авторы, принимавшие участие в создании S.T.A.L.K.E.R., захватили из Зоны парочку типичных недоработок. В первую очередь - внешний вид монстров. Клыкастые и несуразные, они вместо страха вызывают скорее грустную ухмылку своей нелепой анимацией, словно конечности существуют как бы отдельно от остального тела - особенно это заметно на летающих отродьях. Во-вторых, тушки животных вообще не реагируют на ранения, словно мешки с песком расстреливаешь. Люди вместо кульбитов после попадания начинают неестественно плясать на месте.
Портит атмосферу и отвратительный звук. Ужасное качество сэпмлов. Вместо мощных залпов пушки издают неубедительные «пшики». Казалось бы, кустарное производство. Как выглядит, так и стреляет, но за родную двустволку все равно обидно. Вот честно, даже в DOOM2 было лучше. И позиционирование. Неважно, ревёт монстр в другом конце тоннеля или у вас под носом, рык слышен одинаково. Отдельные звуки (выстрел в тело или в стену) очень трудно разобрать. Отдельные - излишне громкие. Стоит наступить на деревянную палку, и раздаётся жуткий треск, словно великан сломал о колено вековой дуб.
Зато техническая составляющая графики, несомненно, очень порадует владельцев топовых графических ускорителей. Наконец-то видна отдача: отличная детализация, четкие текстуры и гладкие модели, продвинутые световые эффекты и динамические тени, что очень важно для игры, большая часть которой проходит при искусственном освещении в глубоких тоннелях.
Версия для Xbox 360 смотрится хуже, чем компьютерная. Самое заметное различие состоит в системе освещения. На консоли оно далеко не такое естественное, и отдельные сцены из-за этого смотрятся не столь эффектно. Ну, и сказывается традиционное преимущество PC - высокое разрешение, антиалиазинг, четкие текстуры. Впрочем, чтобы заметить разницу сходу, нужно выставить максимальные настройки или хотя бы высокие. А для этого потребуются очень мощное «железо». В общем, на стороне Xbox 360 – стабильная частота кадров (просадки случаются, но они незначительны). На PC богаче визуальный ряд, но и насладиться всеми прелестями смогут далеко не все.
Diagnosis
«Метро 2033» - проект, в общем-то, одноразовый. Мультиплеера и кооперативного режима не предусмотрено. В игре несколько концовок, но это единственный стимул к перепрохождению, и его может оказаться недостаточно, чтобы вновь отправиться в дорогу. Пропадает эффект неожиданности, а повторяющиеся ситуации и далёкие от идеала перестрелки надоедают ещё в первый раз.
Возникает резонный вопрос: «Стоит ли игра своих денег?». Если говорить о бюджетной версии для PC, то стоит. Не все шесть часов в жутком, постядерном мире, таком «нашем» и оттого еще более пугающем пройдут с интересом, но точно подарят множество ярких эмоций. Остальным же (особенно тем, кто собирается покупать консольную версию) стоит задуматься: имеет ли смысл переплачивать за атмосферу, если ничего большего игра предложить не в силах.
Pro:
- Гнетущая, завораживающая атмосфера всеобщей разрухи
- Разнообразные игровые ситуации
- Два подхода к устранению врагов
- Потрясающая оформительская работа
- Интересная экономическая система, где необходимые для боя патроны являются валютой
- Мощный графический движок, великолепная работа с освещением (на PC)
Contra:
- Неадекватное поведение неприятелей портит удовольствие от противостояний
- Излишне затянутые моменты, в которых нужно уничтожать набегающие волны тварей
- Ужасный звук
- Внешний вид и анимация монстров вызывают лишь смех
- Одноразовость и отсутствие мультиплеера